26 дeкaбря 2017 в 20:16, прoсмoтрoв: 3831
Рукoвoдитeль Фeдeрaльнoй службы пo интeллeктуaльнoй сoбствeннoсти Григoрий Ивлиев сообщил о ряде накопившихся проблем. Глава Роспатента отметил, что с трудностями столкнулся не только регулятор, но и сама система регистрации и защиты прав интеллектуальной собственности в России. Так, он подчеркнул, что многие научные структуры, институты, в том числе финансируемые государством, не спешат регистрировать права собственности России на научные изобретения.
фото: pixabay.com
Проблема, как считает Ивлиев, заключается в отсутствии эффективного механизма, который мог бы заставить научное сообщество проявлять активность, хотя «требование патентовать вытекает из высших интересов государства». По словам главы Роспатента, функция ведомства – контрольно-надзорная: «Мы проверяем, как используются государственные средства в сфере интеллектуальной собственности. К сожалению, должны констатировать: у нас неэффективно используются государственные деньги, выделяемые в этом направлении. Фиксируем это уже не первый год. Сейчас мы видим, что происходит снижение патентной активности, особенно в вузовской сфере. Так, Научно-исследовательский институт электронной техники три года не регистрирует права Российской Федерации на созданные ими изобретения. Акционерное общество …освоило 450 млн бюджетных денег. Сколько, вы думаете, оно создало охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности? Ни одного! Естественно, по таким расходованиям мы не только направляем все результаты в Счетную палату, но и просим прокуратуру проверить работу на этих предприятиях».
В свою очередь крупные игроки рынка отмечают, что отказ от патентования связан в том числе с низкой скоростью обработки ведомством заявок, порой технологии успевают устареть до завершения Роспатентом обработки патентной заявки. Об этом говорили эксперты на состоявшейся в ноябре в рамках Санкт-Петербургского культурного форума панельной дискуссии «Создание в России мировой практики применения блокчейн-технологий для управления правами интеллектуальной собственности: от патентов и изобретений до книг, картин, фотографий, музыки и фильмов».
Косвенно подтверждает это и сам глава ведомства. «У нас есть запас нерассмотренных заявок», – объяснил Ивлиев возросшее за последние два года количество экспертиз изобретений при падении общего числа заявок на патенты. И добавил: «… которые мы успешно рассматриваем». По словам Ивлиева, только в прошлом году число заявок упало на 9%. «В 2015 году у нас было подано 45 тыс. 517 заявок на изобретения, в 2016-м – 41 тыс. 587», – сообщил он журналистам. По итогам уходящего года цифра может быть еще ниже.
Также Ивлиев признал: «Мы, по оценке всех моих коллег из зарубежных ведомств, недостаточно полно реализуем наш научно-технологический потенциал в патентах. В применении того, что создано в промышленности и производстве».
Среди причин снижения количества заявок – и недостаток в стране специалистов в сфере патентования. Так, директор Федерального института промышленной собственности Юрий Зубов посетовал на катастрофически огромный, в сотни тысяч человек, дефицит кадров в сфере интеллектуальной собственности, что, безусловно, отражается на качестве услуг и развитии рынка. «Сегодня существует проблема в подготовке и нехватке квалифицированных специалистов, – рассказал Ю.Зубов. – Мы провели исследование и выяснили, что не хватает порядка 340 тыс. специалистов в сфере интеллектуальной собственности – такое количество кадров недополучили производители оборудования, инновационный сектор». Юрий Зубов также отметил, что сегодня по необходимому государственному стандарту готовят специалистов только три вуза.
Отсутствие единого понимания, что такое интеллектуальная собственность, как она должна защищаться и какова должна быть роль государства – один из главных источников сложностей, возникших у Роспатента, считает заместитель председателя общественного совета ведомства Виталий Калятин. По его словам, развиваться рынку мешают как минимум четыре серьезные проблемы: «Первое – отсутствие государственной стратегии в этой области. Попытки ее разработать выливались лишь в подготовку декларативного документа, – подчеркнул Калятин. – Вторая проблема вытекает из первой: отсутствие единого органа в сфере интеллектуальной собственности. У нас есть шесть министерств, которые занимаются интеллектуальной собственностью, каждое со своим куском, но ни одно из них не отвечает за эту сферу. Третья – недооценка бизнесом необходимости охраны интеллектуальной собственности. Четвертая – нехватка кадров. У нас не хватает квалифицированных патентных поверенных – это понятно. Но даже у квалифицированного поверенного, который хорошо знает свою область, как написать заявку и т.д., часто не хватает юридических знаний, понимания, как работает интеллектуальная собственность. Поэтому в этой сфере нужно не только готовить кадры, но и повышать их квалификацию. Система должна работать со всех сторон. Если мы не будем заниматься этими вопросами, а лишь просить еще дополнительные деньги на научные разработки и прочее, не будет у нас расти ни рынок, ни количество заявок на патенты. У нас должно быть целенаправленное понимание, куда мы движемся».
Роспатент видит решение проблем в «пожарной подготовке кадров». По мнению Ивлиева, эта мера может помочь кадровой политике ведомства. «Мы предложили один из проектов решения этого вопроса, который реализуется в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС). Такой пожарный метод подготовки кадров. Второе – должна быть обширная подготовка в вузовской системе. …Нам нужно готовить тех, кто будет готовить 300 тыс. специалистов. Также должно быть повышение квалификации во всех сферах», –отметил Ивлиев.
Но как может «пластырь» в «триста тысяч специалистов» помочь системе регистрации и охраны интеллектуальной собственности в стране?
Рынок стремительно идет вперед по пути саморегулирования и самоорганизации, отторгая ненужные и неудовлетворяющие современным потребностям механизмы.
По мнению некоторых экспертов, глобальный мировой тренд в сфере интеллектуальной собственности – работа без посредников. Тенденция на снижение востребованности услуг ведомства просматривается. Сможет ли ведомство преодолеть стремительно растущий между ними и рынком разрыв?