Сколько недоплачивают работодатели?

Кoгдa при приёмe нa рaбoтe зaxoдит рeчь о том, сколько тот или иной человек желает получать, многие начинают смущаться и нервничать. Теперь с беспокойством такого рода может быть покончено — компания Glassdoor выпускает устройство, которое поможет каждому правильно рассчитать свою рыночную стоимость. Выводы программы основаны на том, сколько получают люди, выполняющие ту же, или очень похожую работу. Приложение предложит вам разъяснить простейшие вопросы: где вы работаете, кто ваш наниматель, какова ваша нынешняя зарплата, в какой стране вы находитесь и каков ваш трудовой стаж. Называется программа «Know Your Worth», сейчас она находится в стадии бета тестирования. При этом она в состоянии оценить примерную стоимость 55-60% всей рабочей силы на территории Америки.

Идея вести подсчеты подобного рода родилась благодаря прошлогоднему исследованию Glassdoor, аналитики которого выяснили, что американским женщинам жёстко не доплачивают — они получали примерно 76 центов относительно каждого доллара, заработанного мужчинами. В технической индустрии разница была близка к общеамериканской, но вот в среде компьютерных программистов дистанция между женскими доходами и мужскими составляла почти 29%, а среди дизайнеров, работающих в сфере высоких технологий — 22%. Разумеется, не в пользу женщин. Впрочем, представительницы слабого пола — не единственные, кто испытывает проблемы с недооценкой. Появятся специальный фильтры для рас и национальностей, которые, по идее, должны повысить уровень и трезвость самооценки.

Однако, мировые тенденции таковы, что пока вы считаете собственную рыночную стоимость, можно потерять не только свою текущую работу, но и компанию, в которую вы хотите устроиться. В некогда благополучной Англии сейчас бушует кризис, порождённый выходом из ЕС и стремительным падением курса фунта стерлингов. Лондон рискует потерять статус финансовой столицы мира, а местные бизнесмены ищут любые возможности для того, чтобы зарядить своих сотрудников энергией — последние не видят перспектив и у них опускаются руки. Встряхнуть может только жёсткая конкуренция наёмников со стороны. Они могут прийти в бизнес неожиданно — через открытую дверь, как водители онлайн-такси, которые сами находят себе клиентов и стараются предоставлять максимально качественный сервис.

Впрочем, англичане приводят в пример не Uber, а немецкий автопром, который сделал Англию своей дойной коровой — немногие знают, что каждая пятая машина, произведённая немцами, колесит по дорогам Великобритании. А всё это благодаря тому, что страны сумели договориться и получить то, что хотели — к одним поступили машины по сниженным ценам, а другие за счет этого круто нарастили оборот. Нечто похожее предполагается сделать и при принятии людей на работу — ставки, вполне вероятно, будут падать, но снизится и занятость каждого конкретного человека. На работе, где реально требуется человек на полставки, никто не будет держать полноценного сотрудника, который будет протирать штаны, дожидаясь окончания рабочего дня. Да и для самого труженика после выполнения основной работы за день будет куда интереснее поискать себе ещё один заказ и выполнить его к собственному удовольствию. Таким образом, работа превращается не в бремя, а почти что в спорт.

В России тоже ищут способы оптимизации зарплаты — Госдума, например, рассматривает законопроект, по которому минимальная оплата труда должна быть не менее 100 рублей в час. Таким образом, любой штатный сотрудник будет получать в среднем 17,6 тысяч рублей, что вдвое превышает минимальный размер. Впрочем, переход на почасовую оплату труда, о котором в России сейчас много говорят, может быть заблокирован профсоюзами, представители которых не уверены в том, что люди не перерабатывают по времени. Кроме того, в этом отношении ещё придётся много думать о том, как считать рабочие часы, например, инвалидов и беременных. На Западе эти дискуссии тоже ведутся, причём в столь же жёстком ключе. Это говорит только об одном: даже на рынке подсчёта собственной зарплаты уровень услуг неуклонно повышается — и тут предела совершенству не видно вообще. Людям же свойственно думать, что их недооценивают.

Корреспондент Алексей Старостин

к