СAНКТ-ПEТEРБУРГ, 19 мaя. /Кoрр. ТAСС Нaтaлия Миxaльчeнкo/. Ледостойкая самодвижущаяся платформа, которую планируют построить в России, станет ядром дрейфующих полярных станций в Северном Ледовитом океане, но не сможет заменить их полностью, так как с нее будет затруднительно исследовать лед. Об этом рассказал журналистам начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Владимир Соколов.
Накануне глава Минприроды РФ Сергей Донской сообщил, что на создание платформы потребуется 6 млрд рублей, и министерство ищет компанию, которая возьмется за проект.
«Потепление в Арктике не позволяет найти подходящую льдину для высадки дрейфующей станции вблизи Северного полюса, поэтому обсуждается вопрос о строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы, которая станет ядром новой дрейфующей станции (…) Платформа — инородное тело в природной среде, поэтому с ее борта можно проводить далеко не все исследования из тех, которые проводились со льда дрейфующих станций. Есть плюсы: геологические, ионосферные, аэрологические наблюдения с платформы проводить удобнее и легче, чем со льда, так как для них нужны лебедки и тяжелая техника, использовать которую на льдине невозможно. А вот изучать дрейфующий лед можно только со льда», — сказал Соколов.
Поэтому ученым, продолжил Соколов, придется отдаляться на расстояние 400-500 метров от платформы и создавать специальные научные лагеря, чтобы исследовать лед и морские течения. Курсировать между ними и платформой придется круглосуточно.
«Это создает неудобства по сравнению с ритмом жизни на дрейфующей станции, так как там наблюдательные посты находятся рядом с домиками полярников», — сказал Соколов.
Платформа должна заработать в 2020 году
По его словам, идея создания платформы обсуждается с 2008 года. Предполагается, что она начнет работать в высоких широтах Арктики в 2020 году.
«Вопрос о том, кто будет строить платформу, не решен, для этого должен пройти конкурс», — сказал Соколов, не исключив, что это могут быть не только отечественные, но и зарубежные верфи, если им удастся предложить более низкую цену.
Он также отметил, что реализация государственных программ, в одну из которых включено создание платформы, зависит от финансового положения страны.
Как исследовали Арктику с помощью дрейфующих станций
Технологию дрейфа первыми освоили советские ученые, высадившиеся на лед в приполярной области 21 мая 1937 года. Именно 21 мая, дата высадки на лед участников первой дрейфующей станции во главе с Иваном Папаниным, была выбрана в 2013 году для нового праздника — Дня полярника. Участники дрейфа построили лагерь и 6 июня, в день рождения Пушкина, подняли флаг СССР над первой дрейфующей полярной станцией. У нее еще не было номера, она называлась просто дрейфующей станцией «Северный полюс».
После перерыва, связанного с Великой Отечественной войной, высадка дрейфующих станций на регулярной основе продолжилась в 1950 году и регулярно осуществлялась без перерывов до 25 июля 1991 года, когда эвакуировали станцию «СП-31″.
«Льдина, на которой работала дрейфующая станция «Северный полюс — 31″, практически растаяла, мы не понимали, почему такое случилось, но сейчас ясно, что причиной стало поступление теплой воды из низких широт. Это были первые признаки глобального потепления», — сказал Соколов.
Возобновить изучение Арктики на дрейфующих станциях смогли только в 2003 году, однако через 10 лет, в 2013 году, непрерывная линия исследований вновь была прервана, так как льдина под станцией «Северный полюс — 40″ треснула, и полярников пришлось эвакуировать. Часть из них высадилась на острове Большевик архипелага Северная Земля, расконсервировав ледовую базу «Мыс Баранова», простоявшую к тому моменту 17 лет в законсервированном виде. В настоящее время этот научно-исследовательский стационар стал форпостом арктических исследований, там работают 18 человек, летом число ученых достигает 40 с учетом сезонных экспедиций.
{{item.group_date}}
{{item.suffix?», «+item.suffix:»»}}
Показать еще


Май 28th, 2017
adminGWP