Эксперты предложили «воспитывать» кадры для Арктики с детских садов — Общество — ТАСС

СAНКТ-ПEТEРБУРГ, 15 мaртa. /ТAСС/. Пoдгoтoвкa кaдрoв для рaбoты в Aрктикe должна вестись с раннего детства, а также людям должны быть предоставлены возможности для повышения квалификации и переподготовки. К такому мнению пришли эксперты конференции «Арктика — кадровый потенциал и кадровый дефицит» в рамках Санкт-Петербургского международного форума труда.

«Основная цель проекта - исследование навыков детей малочисленных коренных народов и подготовка методических материалов для их обучения», — отметила начальник отдела протокола и международных связей Федерального агентства по делам национальностей Анна Полежаева, рассказавшая о только что созданном проекте для детских садов в Арктической зоне.

Она отметила, что предшкольная подготовка включает обучение детей национальным ремеслам и коренным языкам ради сохранения культуры коренных народов и изучение национального языка для социализации. Полежаева пригласила ученых присоединиться к исследованиям, результаты которых будут представлены в рамках Арктического совета. Руководитель фонда «Таланты и успех» Татьяна Шмелева отметила ценность такого человеческого капитала, как одаренные дети. По ее мнению, именно со школьной скамьи необходимо популяризировать научные исследования, которые играют важную роль в развитии Арктики и всей страны.

Востребованность кадров

Ректор Северного (Арктического) федерального университета имени Ломоносова Елена Кудряшова назвала ряд направлений, которые используются для подготовки кадров, живущих и работающих в этой зоне. «Подготовка малочисленных коренных народов — это правильно, она сквозная, идет с детских садов. В 700 школах на этой территории обучаются 36 тыс. учащихся, при этом 16 тыс. изучают коренные языки малочисленных народов», — сказала эксперт.

Она отметила, что в ряде регионов используют такие формы, как интернаты, кочевые школы, арктические сады и общинные стойбищные школы. В подготовке кадров специального профобразования Кудряшова подчеркнула особую востребованность. По ее данным, востребованность составляет 24 тысяч, а обучаются только 11 тысяч. При этом она отметила, что объективные данные потребности в кадрах получить сложно, как от региональных властей, так и от компаний, что сильно затрудняет создание долгосрочных прогнозов.

Смотрите также

Развитие Арктики привело к росту спроса на квалифицированных специалистов

Министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко сообщил, что сферы применения сил молодых специалистов в Арктике расширяются, появляются новые специальности. Например, в Архангельской области в связи с разработкой месторождений алмазов возникла потребность подготовки кадров для этой отрасли. Перспективна также отрасль по производству свинцово-цинкового концентрата. Необходимы также специалисты, которые будут задействованы на строительстве железнодорожной ветки «Белкомур».

Проректор по научной работе СПбГУ Сергей Аплонов считает, что все проекты в Арктике настолько сложны и настолько высока цена ошибки в силу хрупкости среды, что нельзя за них браться без глубокой научной проработки. Он предложил три основных принципа для подготовки научных специалистов для Арктики: образование через практику арктических исследований, подготовка на мультидисциплинарной основе в силу комплексности всех проблем в регионе, сочетание традиций и инноваций. Проректор также отметил, что «нельзя сбрасывать со счетов стремление человека к постижению неизвестного», потому что мы очень мало знаем об Арктике.

Развитие человеческого капитала

Заместитель председателя СОПС при МЭР Валерий Чичканов отметил, что главные условия развития Арктики — это развитие человеческого капитала, протекционизм и серьезное финансирование. Во многом этому способствует стратегия развития территории, которая разработана на более длительный срок, чем стратегия развития страны. «Не у Арктики появилась перспектива развития Арктики, а у России — развиваться вместе с Арктикой», — считает он. По его мнению, для такого масштабного региона как Арктика, стратегия развития на 4-6 лет — это «завтра», надо знать задачи на 10-20 лет.

Он выразил сожаление, что средства массовой информации очень мало пишут об Арктике и деятельности, направленной на ее развитие. И на конференции получил предложение от руководителя Ассоциации СМИ Северо-Запада Ивана Бенцы войти в эспертный совет Ассоциации арктических СМИ, созданный буквально накануне.

Смотрите также

Проректор СПбГУ: работа в Арктической зоне востребована среди молодых специалистов

Арктике нужны профессиональные управленцы для развития трудового потенциала

В своем приветствии к участникам конференции вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, курирующий профильную комиссию, отметил, что дальнейшее освоение Арктики требует не только технологических решений, но и профессионального кадрового потенциала. Среди приоритетных направлений работы он назвал развитие образования, подготовку и переподготовку, повышение квалификации в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях в области морской геологии, добычи и переработки углеводородов, морских биотехнологий, информационных технологий и иных специальностей.

По его данным, на 2016 год потребность в кадрах с высшим образованием оценивалась в 6,2 тыс. человек, а к 2021 году она возрастет до 8,3 тыс. человек. Лидерами в потребности являются горнодобывающая промышленность, судостроение, судоремонт и здравоохранение.

Все эти предложения будут обсуждать в рамках Арктического форума в Архангельске.

{{item.group_date}}

{{item.suffix?», «+item.suffix:»»}}

Показать еще

к