Исследователи наследия Миклухо-Маклая записали приветствие папуасам на их языке — Наука — ТАСС

СAНКТ-ПEТEРБУРГ, 18 июля. /Кoрр. ТAСС Нaтaлия Миxaльчeнкo/. Участники Маклаевских чтений в городе Окуловка (Новгородская область) записали видеоприветствие папуасам на их родном языке бонгу. Видеозапись в сентябре продемонстрируют жителям Берега Маклая участники экспедиции, организованной прямым потомком и полным тезкой ученого Николая Миклухо-Маклая.

«Мы записали слово «здравствуйте» на языке бонгу, эту запись обязательно продемонстрируем современным жителям Берега Маклая, где работал мой прапрадед», — рассказал корреспонденту   ТАСС руководитель Фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая Николай Миклухо-Маклай — младший.

Участники предстоящей экспедиции на Берег Маклая также побывали на месте усадьбы Языково-Рождественское, где рос будущий ученый, и набрали в капсулу земли под 200-летней лиственницей, которая «точно помнит Миклухо-Маклая», рассказал собеседник агентства. «На Берегу Маклая во время экспедиции мы планируем воссоздать хижину ученого, в ее основание поместим капсулу с землей с его малой Родины», — пояснил он.

Хижина Маклая по замыслу путешественников должна стать точкой притяжения туристов из России в Папуа — Новую Гвинею, в частности на Берег Маклая. После этого, по словам потомка ученого, планируется начать восстановление родовой усадьбы Миклухо-Маклая по сохранившимся в местном музее чертежам и фотографиям.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888 гг.) — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. С 1970-х годов установилась традиция в день рождения ученого, 17 июля, отмечать день этнографа.

350 слов из книжки ученого

Помимо приветствия от участников Маклаевских чтений, которые в 31-й раз прошли в день рождения этнографа, экспедиция повезет на Берег Маклая и еще одно приветствие на языке бонгу — от школьников Второй Санкт-Петербургской гимназии, где учился ученый.

«Школьники выучили не только слово «здравствуйте», но и еще несколько слов: «привет, мы братья», и продолжают расширять словарный запас. Источником для них служит словарик, составленный Миклухо-Маклаем из 350 слов на бонгуанском языке. Им же пользовались и участники второй советской экспедиции на Берег Маклая в 70-х годах, для того чтобы войти в контакт с папуасами. Его же штудируем и мы», — рассказал Николай Миклухо-Маклай — младший.

Ролик с приветствием петербургских школьников участники экспедиции также передали в Окуловский муниципальный музей имени Н. Н. Миклухо-Маклая вместе с фильмами о выставке, состоявшейся в Русском географическом обществе в 2016 году в честь 170-летия Миклухо-Маклая, и роликами о предстоящей экспедиции на Берег Маклая. Также музей получил экспонаты выставки «Диалог сквозь века», которая была представлена в МГУ. «Это 36 экспонатов: копии рисунков Миклухо-Маклая и материалы последующих экспедиций. Подборка позволяет увидеть, как менялись коренные жители Берега Маклая от экспедиции к экспедиции», — сказал Николай Миклухо-Маклай — младший.

Экспедиция стартует 11 сентября из Санкт-Петербурга, в Папуа — Новой Гвинее ее участники планируют провести 16 дней. Кроме коренных жителей Бегега Маклая, которым повезут в подарок холодильник для хранения пойманной рыбы и генератор для подачи электричества в начальную школу, путешественники планируют войти в контакт с местными властями и научным сообществом из Университета божественного слова (город Маданг, Папуа — Новая Гвинея). Современным папуасам и местным ученым также покажут фотографии предметов из коллекции Миклухо-Маклая, хранящейся в Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамере). Участники экспедиции попросят рассказать о применении этих предметов и о том, используются ли они и сейчас, как во времена Миклухо-Маклая, или вышли из обихода.

Этот материал также опубликован в разделе   «Добрости»   – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом «Жить», призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

{{item.group_date}}

{{item.suffix?», «+item.suffix:»»}}

Показать еще

к