Петербургские ученые разработали «перья» для самолетов для борьбы с турбулентностью — Наука — ТАСС

СAНКТ-ПEТEРБУРГ, 19 фeврaля. /Кoрр. ТАСС Наталия Михальченко/. Ученые Санкт-Петербургского государственного университета разработали управляемые механизмы для крыльев самолетов — «перья» позволяющие подстроиться под ветер и компенсировать турбулентность, рассказал в понедельник корреспонденту   ТАСС доктор физико-математических наук, профессор СПбГУ Олег Граничин.

Турбулентностью называют явление, при котором в потоке воздуха появляются самопроизвольные волны, вызывающие «ныряния» самолетов, тряску в салоне, а иногда и воздушные катастрофы. «Мы разработали «перья» для крыльев самолета — управляемые механизмы с датчиками давления, которые могут приподниматься и поворачиваться с помощью электромоторчика, и компенсирующие турбулентность. Для управления системой «перьев» не требуется центрального компьютера, а сами устройства связаны в сеть и подстраиваются друг под друга, — объяснил он. — Каждое маленькое «перышко» подстраивается под соседние: если давление атмосферы на них чуть выше, оно себя чуть приподнимает, если ниже — чуть-чуть опускает, и получается так, что на всех элементах крыла происходят связанные процессы и мы подстраиваемся под любой поток ветра», — рассказал он.

В рамках проекта, осуществляемого при поддержке Российского научного фонда, ученые испытали на беспилотном летательном аппарате с размахом крыла в 2 метра рабочий прототип системы «перьев» и готовят следующий, более совершенный вариант разработки, испытания которого еще только предстоят. Разработчики также обратились в «Роспатент» для регистрации устройства в российском правовом поле. По завершении всех фаз испытаний начнется производство по индивидуальным заказам — для этого уже найден промышленный партнер, а в дальнейшем «перья» для борьбы с турбулентностью будут предложены производителям авиационной техники.

«В природе нет ничего лишнего, если птицы летают в воздухе с перьями, а не лысые, значит это более выгодно с точки зрения аэродинамики», — отметил ученый. Олег Граничин также сказал, что разработку планируется адаптировать для применения на подводной технике.

«Крайне интересной и актуальной» назвал разработку доцент кафедры Аэрокосмических комплексов Санкт- Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Михаил Тихомиров в беседе с корр. ТАСС. По его словам, проблема турбулентности, хотя и рассматривается в десятках тысяч научных статей, но не решена на сегодняшний день. «Мы готовы предложить разработчикам сотрудничество — принять участие в проекте, а также предложить наши испытательные стенды для предстоящих фаз испытаний опытного образца системы «перьев» для самолетов», — сказал специалист.

{{item.group_date}}

{{item.suffix?», «+item.suffix:»»}}

Показать еще

к