ТАСС: Общество — Охотники за гениями: как отбирают детей для обучения в сибирском «Хогвартсе»

Прoгрaммa пo   пoиску юныx тaлaнтoв сo   спoсoбнoстями к   физикe, мaтeмaтикe, xимии и   биoлoгии рaбoтaeт в   Нoвoсибирскoм гoсунивeрситeтe ужe мнoгo лeт. Прeпoдaвaтeли, кoтoрыe зaнимaются oтбoрoм учeникoв, нaзывaют сeбя «гонцами».

Каждый февраль, когда наступает время региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников, они едут в   несколько десятков регионов, наблюдают за   участниками, проводят собеседования и   самых талантливых приглашают в   учебно-научный центр при Новосибирском госуниверситете (СУНЦ НГУ).

Научные работы выпускников именно этого центра способствовали открытию бозона Хиггса, обнаружению не   известных ранее скифских курганов, совершению других громких научных открытий.

Глаза в   глаза

Мы как тибетские ламы — они путешествуют повсюду и ищут ребенка, в которого воплотится следующий далай-лама. Видят нужных детей и собирают их. Конечно, слишком громко сказано, но аналогия хорошая. Природный ум — его всегда видно

Игорь Ляпунов
Доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ

—   Когда ты   смотришь человеку в   глаза, ты   видишь, чувствуешь, что у   него за   душой, оцениваешь его энергетику. Просто по   листку с   формулами, ответами на   вопросы олимпиады этого не   понять,   — объясняет важность личного разговора со   школьниками директор СУНЦ, профессор Николай Яворский, который сам много лет выступал в   роли «гонца». — Очень важно понять, какие интересы у   ребенка, какой он   видит свою дальнейшую жизнь, понять, талантлив он   или нет. А   одаренные дети   — это совсем не   обязательно победители олимпиад. И   даже чаще их   можно найти не   среди победителей.

— Мы   как тибетские ламы   — они путешествуют повсюду и   ищут ребенка, в   которого воплотится следующий далай-лама. Видят нужных детей и   собирают   их. Конечно, слишком громко сказано, но   аналогия хорошая. Природный ум   — его всегда видно,   — говорит «гонец»   с   30-летним стажем, доцент кафедры математических наук СУНЦ Игорь Ляпунов.

Конвейер для гениев

Уникальную систему обучения талантливых детей разработал еще в   60-е годы прошлого века академик Михаил Лаврентьев, основатель новосибирского Академгородка.

Когда ты смотришь человеку в глаза, ты видишь, чувствуешь, что у него за душой. Очень важно понять, какие интересы у ребенка, какой он видит свою дальнейшую жизнь, понять, талантлив он или нет. А одаренные дети — это совсем не обязательно победители олимпиад

Николай Яворский
Директор СУНЦ НГУ

Лаврентьев считал, что будущую интеллектуальную элиту нужно готовить не   в   вузах, а   уже в   школах, и   заниматься с   талантливыми детьми в   последние годы их   обучения должны не   школьные учителя, а   университетские профессора, сотрудники НИИ. И   жить школьники должны среди таких   же одаренных детей, как они сами,   — чтобы повысить планку.

Так в   1963 году появилась первая в   мире специализированная физико-математическая школа-интернат   — ФМШ, сейчас СУНЦ НГУ   — Специализированный учебно-научный центр физико-математического и   химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета.

Тогда   же разработали и   систему отбора школьников, принципы которой не   изменились до   сегодняшнего дня. Первым делом стали проводиться Всесибирские олимпиады по   физике и   химии.

—   Всесибирская олимпиада   — одна из   старейших в   России, она проводится уже 56 лет,   — рассказывает Николай Яворский. — До ее появления в   СССР проводилась единственная предметная олимпиада   — по   математике. То   есть   та   система Всероссийских олимпиад, которая существует сейчас, по   сути, придумана и   инициирована академиком Лаврентьевым более полувека назад.

«Олимпиадники»   и «исследователи»

Создание системы олимпиад позволило собирать талантливых детей в   одном месте в   одно время, проверять их   уровень знаний. Кому-то может показаться, что гораздо проще было   бы не   посылать в   регионы «гонцов»,   а   автоматом приглашать на   учебу в   Новосибирск победителей региональных олимпиад. Но   руководитель СУНЦ с   таким подходом не   согласен. Это тот случай, говорит он, когда победа на   олимпиаде — не   главное.

Смотрите также

Мозг-пароль, дрон-лаборант и радар для беспилотников: работы юных ученых из "Сириуса"

—   Когда мы   проводим собеседования на   региональных этапах олимпиад, то   в   первую очередь нас интересуют ребята, которые могут мыслить нетривиально. Из   таких потом получаются настоящие исследователи. И   это необязательно победители олимпиад. «Олимпиадники» — это решатели. А «исследователи» — у   них несколько другой склад ума, другие интересы,   — объясняет Николай Яворский. —   Отличий между ними много, у   них разное мировоззрение. «Исследователи»   обычно доходят до   регионального этапа олимпиады, но   совсем не   обязательно занимают там первые места. И   вот тут-то их   и   надо обнаружить. И   сделать это можно, только глядя друг другу глаза в   глаза.

«Гонцы»   из   НГУ и   СУНЦ предлагают школьникам вместе порешать задачи. Но   совсем не такие, как   на   олимпиаде. Чтобы найти ответ, не   нужно много знать. Зато нужно увидеть, казалось   бы, знакомую ситуацию с   другой стороны.

—   Знания, конечно, тоже важны, но   не   принципиально,   — считает Игорь Ляпунов. —   Есть дети, которые легко решают задачи на сообразительность, но   плавают в   синусах-косинусах, не   знают целых разделов физики или математики. Но   это не   беда, этому мы   их   научим. Важнее, чтобы ребенок был обучаемым, хотел, а   главное, мог учиться.

Есть дети, которые легко решают задачи на сообразительность, но плавают в синусах-косинусах, не знают целых разделов физики или математики. Но это не беда, этому мы их научим. Важнее, чтобы ребенок был обучаемым, хотел, а главное, мог учиться

Игорь Ляпунов
Доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ

Одна из   задач на   сообразительность, по словам Ляпунова, звучит так: «В   магазине было 100   кг огурцов. В   них содержится 99% воды. Они долго лежали и   подсохли. Воды в   них осталось 98%. Сколько теперь весят эти огурцы?»   Большинство школьников начинают составлять мудреные пропорции и   в   итоге выдают неверный ответ. А   между тем эту задачу можно решить с   помощью самого простого уравнения. Нужно лишь понять, что после того, как огурцы подсохли, сухое вещество огурцов стало составлять не   1, а   2 процента от   общей массы. И   правильный ответ   — 50   кг.

—   Совершенно нормально, что почти все дети сначала выдают на   такие задачи дурацкий ответ. Поэтому мы   начинаем разговаривать со школьником, который не   понял сути задачи, подталкиваем его к   решению. Если он   начинает рассуждать и   приходит к   правильному ответу, то   это наш человек. Если ни   в   какую не   двигается в   нужном направлении   — значит   не   наш. И   таких задач мы   предлагаем несколько типов   — на   аналогии, сообразительность, общую эрудицию,   — рассказывает ученый.

«Казарма»   интеллектуального режима

Школьников, отобранных «гонцами»   на   региональных этапах олимпиад, приглашают в   Новосибирск, в   Летнюю школу, где и   проводится окончательный отбор.

Смотрите также

Российские школьники выиграли в 2016 г. 18 золотых медалей на международных олимпиадах

—   Летняя школа длится 23 дня. Все это время ребята решают интересные задачи, слушают лекции выдающихся ученых. И   отдыхают, конечно, тоже. И   это такой драйв, что тот, кто побывал в   Летней школе, никогда ее   не   забудет,   — убежден Николай Яворский. —   А   в   финале детей ждет очень серьезное испытание: они пишут контрольные по   физике, математике, химии, биологии, проходят через четыре собеседования. То   есть в   общей сумме сдают восемь экзаменов   — четыре устных и   столько   же письменных.

На   стадии Летней школы происходит и   так называемый отрицательный отбор.

—   Бывает так, что ребенок результаты показывает неплохие, но   нам не   подходит категорически,   — признается Игорь Ляпунов, который сам несколько раз был директором Летних школ. — Ведь в Летней школе с   детьми идет разноплановая работа   — и   учебная, и   психологическая, и   спортивная, и   воспитательная. Поэтому многое становится видно. И   прежде всего   — сможет   ли ребенок жить в   условиях интерната.

В обычной школе всегда есть звездочки, их мало, но это и должно быть так. Остальные — нормальные дети. А здесь, в интернате, все 500 человек — звезды. Все мотивированы на исследования, все энергичные, все с огнем. И огонь, который загорается здесь, помогает добиться очень многого в жизни

Николай Яворский
Директор СУНЦ НГУ

В   новой школе детям   предстоит провести один, два или три года   — в   зависимости от   того, после какого класса они прошли отбор. К   самому формату жизни в   интернате всегда возникают вопросы, но   отказаться от   него в   СУНЦ   не   готовы. То, что дети в   физматшколе не   только учатся, но   и   живут   как в «Хогвартсе», многократно усиливает эффект погружения в   научную среду.

—   Многие не   понимают, зачем это нужно: вырвать ребенка из   семьи и   куда-то «в   казарму»   загнать,   — признает   Николай Яворский. —   Но   это необходимо, поскольку позволяет создать особый социум. 500 одаренных детей   — такого нет нигде. В   обычной школе всегда есть звездочки, их   мало, но   это и   должно быть так. Остальные   — нормальные дети. А   здесь, в   интернате, все звезды. Все мотивированы на   исследования, все энергичные, все с   огнем. И   это совсем другая история. Огонь, который загорается здесь, помогает добиться очень многого в   жизни.

Жить в   интернате вполне комфортно: в   каждом блоке   — общий санузел и   по   две комнаты на   двух или трех человек. Есть столовая, спортзал, бассейн. Есть где покататься на   лыжах или поиграть в   теннис.

—   Когда в   1963 году шел первый набор в   физматшколу, пригласили парня из   алтайского села,   — рассказывает Николай Яворский. —   Сын комбайнера-механизатора. Умный, самостоятельный парень. Приехал он, посмотрел и   говорит: «Что я   тут буду делать? Вы   тут настоящей жизни не   знаете. Ну   задачки решаете, так и   я   умею решать. Я   вон победил на   олимпиаде. Нет, на   Алтае лучше». А   потом этого парня пригласили посмотреть на   наш институт ядерной физики. Он   увидел, что в   мире есть не   только комбайны. Стал ученым и   до   сих пор работает в   институте ядерной физики.

Николай Яворский рассказывает о Василии   Пархомчуке, академике РАН, авторе системы электронного охлаждения, которая оказалась принципиально важна при обнаружении бозона Хиггса. «Я   бы   даже так сказал: не   будь этого парня из   алтайского села, бозон Хиггса человечество до   сих пор   бы так и   не   обнаружило», — уверяет корреспондента ТАСС Яворский.

—   Мы   каждый год находим таланты в   какой-нибудь глухомани,   — добавляет Игорь Ляпунов. —   Есть такое село в   Бурятии   — Кижинга. Так вот за   последние 50 лет из   одной этой деревни вышло 50 кандидатов наук. А   разгадка феномена проста: раньше там был хороший учитель физики.

Из глубинки — в мир науки

Примеров, когда ребенок из   глубинки вносит вклад в   мировую науку, в   СУНЦ могут привести десятки. Один из   ярких   — академик РАН, директор Института нефтегазовой геологии и   геофизики   СО РАН Михаил Эпов.

Мы каждый год находим таланты в какой-нибудь глухомани. Есть такое село в Бурятии — Кижинга. Так вот за последние 50 лет из одной этой деревни вышло 50 кандидатов наук. А разгадка феномена проста: раньше там был хороший учитель физики

Игорь Ляпунов
Доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ

Он   вырос на   крохотном прииске Любовь в   Читинской области. В   60-е годы победил на   олимпиаде по   химии и   получил приглашение в   ФМШ, где впервые увидел самый обычный телевизор. Переезд в   Новосибирск стал для него перемещением не   только в   пространстве, но   и   во времени. Тем не   менее деревенский мальчишка сумел нагнать городских сверстников и   поступить в   НГУ.

Его фундаментальные исследования позволили создать электромагнитные сканеры   — сегодня они используются в   геодезии, позволяют обнаружить зоны подтопления, другие аномалии грунтов. Это в свою очередь позволило создать   системы раннего предупреждения экологических катастроф в   городах и   индустриальных районах. А   для археологов Эпов создал систему обнаружения подземных ледяных линз, и   с   ее помощью ученые сумели найти неразграбленные скифские курганы.

Смотрите также

Почти 40 детских технопарков "Кванториум" заработают в РФ в 2017 году

Благодаря ФМШ Володя Собянин, мальчик из   села Сеща в   Брянской области, сумел стать профессором, доктором химических наук, ректором НГУ (с   2005 по   2012 год). А   институт гидродинамики   СО РАН, первым директором которого был академик Лаврентьев, сегодня возглавляет другой выпускник ФМШ Сергей Головин. Он   приехал из   Таджикистана, и   тоже никогда не   стал   бы доктором физико-математических наук, если   бы его не   пригласили учиться в   Новосибирск.

Один из   основателей ФМШ академик Сергей Соболев смог расшифровать письменность майя, чего другие ученые добивались более 100 лет.

—   В   этом году СУНЦ НГУ исполнилось 54 года, уже можно подводить итоги,   — говорит Яворский. —   А   итоги следующие: первые наши выпускники уже пенсионеры, прошли полный жизненный цикл. И   все они победители, состоялись в   жизни, каждый четвертый   — кандидат наук. И   это до   сих пор так, несмотря на   все, что происходило с   наукой в   девяностые и   нулевые. Даже в   нашем Новосибирском университете не   так. 500 докторов наук и   семь членов-корреспондентов и   академиков РАН среди наших выпускников   — это серьезный результат. Мы можем точно сказать: наши выпускники   состоятся в жизни.

—   Я   не   только директор СУНЦ, но   и   сотрудник института теплофизики, у   меня там лаборатория,   — продолжает Николай Яворский. — Я член диссертационного совета. И   прошедшей осенью два выпускника физматшколы защитили две докторские (подчеркиваю — докторские)   диссертации. В   33 года! И   обе работы не теоретические, а   экспериментальные, с   серьезнейшим внедрением в   современную промышленность. И   это сегодняшний день. Вот как работает система, созданная 54 года назад. Она эффективна и   дает серьезные результаты.

Полина Виноградова

{{item.group_date}}

{{item.suffix?», «+item.suffix:»»}}

Показать еще

к