Что нужно знать о дронах, которые будут доставлять вам пиццу и посылки — Экономика и бизнес — ТАСС

Нeсмoтря нa тo, чтo три гoдa нaзaд всe oбсуждaли истoрию o тoм, кaк дрон доставлял пиццу в городском парке в Сыктывкаре, сегодня коптеры в качестве курьеров остаются на стадии экспериментов. Иногда тестирование проходит успешно, как в случае с испытанием квадрокоптера в университете Иннополис в Казани: дрон с почтовым грузом пролетел за час 38 км и вернулся обратно. Иногда неудачно: дрон «Почты России» врезался в жилой дом в Улан-Удэ сразу после взлета. ТАСС —   о том, почему так происходит, на каком уровне развития находятся эти технологии   и когда доставка еды и документов с помощью коптеров станет привычной.

Дрон-курьер и его команда

Развернуть

Высота, на которой летают дроны, чаще всего составляет 100-120 метров

© ООО "Коптер Экспресс Технологии"

Высота, на которой летают дроны, чаще всего составляет 100-120 метров
© ООО "Коптер Экспресс Технологии"

«Недавно наш квадрокоптер доставил пакет с письмами и документами на крышу высотного дома в Подмосковье. Дрон сел на заранее подготовленную станцию —   она мобильная и небольшая: метр двадцать на метр двадцать. Станция   тоже наша разработка, она служит   для приема,   и для подзарядки. Расстояние полета   — семь   километров. Время   —   примерно 15 минут. Так мы тестировали возможности коптера в доставке вместе с московским застройщиком», —   рассказывает Олег Понфиленок, основатель компании «Коптер Экспресс».

Коптеры   от стартапа, появившегося в 2013   году, стали известными после совместной акции с сетью заведений «Додо Пицца». В один день промоутер в городском парке в Сыктывкаре рассказывал отдыхающим о возможности заказать пиццу, которую доставит дрон. Желающие нашлись быстро, и не одни,   несмотря на то, что им пришлось переплачивать за доставку 350 рублей в сравнении со среднерыночной ценой на пиццу, принесенную человеком-курьером.   Коптер прилетал в определенное место в парке,   зависал над ним   и спускал   на тросе коробку с пиццей. Заказ принимал оператор, перед этим он надевал защитную каску, а спуск коробки контролировал, связываясь по рации со вторым   оператором, управляющим дроном. То есть фраза «Дрон доставит пиццу» звучит   эффектно, но процесс выглядит   не как сюжет из научно-фантастического фильма.  

Развернуть

Дроны регулярно тестируются в доставке грузов — в среднем до 5 кг

© ООО "Коптер Экспресс Технологии"

Дроны регулярно тестируются в доставке грузов — в среднем до 5 кг
© ООО "Коптер Экспресс Технологии"

«Тогда один полет   по себестоимости выходил дорого —   1,5 тыс. рублей, —   говорит Понфиленок.   —   Слишком много человеческого   ресурса   требовалось: два оператора —   один отправляет коптер, управляет им, второй принимает. И сами коптеры были дороже. Но это было три года назад, с тех пор мы улучшали свою разработку, делали ее более   независимой от оператора, работали над технической стороной и   так удешевляли   полет. Летом, например, дрон «выйдет» помогать спасателям патрулировать один из пляжей в Москве: один полет будет обходиться в 50 рублей».

Но цена далеко не главная причина, по которой квадрокоптеры еще не доставляют товары массово и постоянно   ни в одной стране мира, а только тестируются.  

Коптеры над башней и крышами

Американская   компания Amazon недавно занялась получением патента на башню для коптеров-курьеров. Планируемая башня —   это логистический центр с въездами и выездами для грузовых и отсеками, где коптеры будут подзаряжаться,   обслуживаться, и   оттуда они будут вылетать с товарами   к заказчикам.   Предполагается, что   башни будут располагаться в многомиллионных городах мира. Amazon в этом желании не одинок, все компании, которые экспериментируют с дронами-курьерами, собираются наладить доставку в мегаполисах. Только сегодня   этому мешают действующие законы. В крупных городах, в том числе и в Москве, коптеры могут передвигаться с очень серьезными ограничениями. Коптер, летящий в центре над многолюдными площадями столицы,   —   это невозможная картина.

«Дроны юридически —   это беспилотные летательные аппараты. Они подчиняются правилам воздушного кодекса РФ.   Сегодня мы должны подавать заявку на полет за пять дней —   это первое неудобство. Впрочем, сейчас в Минтрансе хотят изменить эти правила: можно будет уведомлять о полете не настолько задолго. Но главное —   это то, что в Москве и больших городах действует особый режим, нельзя запускать коптеры. Хотя в   небольшом городе с этим проще — все разработчики и служба доставки понимают   риски: технология не испытана. Например, есть риск, что   дрон   поломается в воздухе и   упадет на головы прохожим. Хотя готовы   решения: у нас есть дроны с восемью пропеллерами: если ломается два мотора — он не падает. Есть возможность делать коптеры с автоматической парашютной системой:   если у него откажут пропеллеры,   он мягко   приземлится вниз на парашюте. К тому же все маршруты мы должны прокладывать над крышами домов, лесами,   ни в коем случае не над улицей, где ходят люди. Тестовая доставка на крышу многоэтажного дома в Подмосковье так и выполнялась —   дрон   летел над лесом».

Развернуть

Скорость полета дронов от «Коптер Экспресс» — 50 километров в час. Компания Amazon заявляет, что ее коптеры будут летать со скоростью 80 километров в час

© ООО "Коптер Экспресс Технологии"

Скорость полета дронов от «Коптер Экспресс» — 50 километров в час. Компания Amazon заявляет, что ее коптеры будут летать со скоростью 80 километров в час
© ООО "Коптер Экспресс Технологии"

Еще среди рисков —   столкновение с воздушным судном,   добавляет   Понфиленок. Поэтому Минтранс РФ требует согласовывать маршруты полетов.  

И еще причина того, что дроны пока в эксперименте, —   это их короткая работоспособность. «Средний   дрон   может выполнить маршрут   10   километров, продвинутый   —   40 километров. Если по времени — он может лететь без остановки в течение часа, а зависать и лететь —   полчаса. Но аккумуляторы, на которых работают коптеры, становятся мощнее примерно на 5% в год. При этом уже существуют   долголеты, которые могут летать более длительные маршруты и оставаться в работе два   часа, но   очень   быстрые и долголетающие дроны нужны далеко не всегда. Продвинутые версии стоят намного дороже, а для быстрой доставки небольшой посылки хватает уже существующего времени», —   считает предприниматель.

Дроны везде через семь лет

Дроны начнут работать в доставке товаров в ближайшие два года, уверен Понфиленок.  

Смотрите также

Когда и как дроны станут массово работать в Арктике и на Дальнем Востоке

«Очаговое» распространение дронов будет в   течение двух   лет. В 2020 году это станет уже заметно, —   считает стартапер. —   А в   2025 году —   повсеместно. Но все-таки такая доставка, где   дрон прилетает с письмом   к вам в загородный дом, —   это фантастика. Если только вы не поставите у себя во дворе станцию для приема.   Вероятно, как автозаправки распространятся станции, где дроны будут подзаряжаться, между которыми они будут перемещаться». По его мнению, к 2025 году в крупных городах до 15% доставок будут выполнять дроны.

Анастасия Степанова

{{item.group_date}}

{{item.suffix?», «+item.suffix:»»}}

Показать еще

к