«ВИМ-Aвиa» зaнимaeт дeсятoe мeстo срeди aвиaкoмпaний Рoссии пo пaссaжирoпoтoку. В прoшлoм году, по данным Росавиации, она перевезла 2,08 млн человек. В январе—августе 2017 года количество пассажиров выросло на треть — до 1,8 млн человек.
?
Что случилось с "ВИМ-Авиа"?
Авиакомпания "ВИМ-Авиа" решила полностью прекратить чартерные перевозки пассажиров к местам отдыха, сообщила вечером 25 сентября Росавиация.
По данным онлайн-табло Домодедова, базового аэропорта авиаперевозчика, все 14 запланированных на 26 сентября рейсов компании были отменены. Это семь чартерных рейсов в турецкую Анталью, китайский Хайкоу и Ереван и регулярные рейсы по России — в Сочи, Краснодар, Симферополь, Благовещенск и Певек (Чукотка). Всего 26 сентября авиакомпания не совершила более 30 чартерных и регулярных рейсов из аэропортов России, Турции, Кипра, Болгарии, Италии, Испании и Греции.
Компания сообщила, что не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования и планирует введение внешнего антикризисного управления.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), "ВИМ-Авиа" задолжала за обслуживание ее самолетов в общей сложности более 1 млрд рублей. Половину этой суммы, накопившейся за четыре месяца, предприятие должно своему базовому аэропорту Домодедово.
Пока попытки урегулировать кризис неплатежей успехом не увенчались.
Финансовые организации пока не хотят давать гарантии лизингодателям "ВИМ-Авиа" (им авиаперевозчик не платит также четыре месяца). Это значит, что авиакомпании грозит лишение главных активов — воздушных судов.
Как сообщили в Росавиации, собственник "ВИМ-Авиа" в ходе совещания по вопросам операционной деятельности компании заявил, что у перевозчика нет ни оборотных, ни заемных финансовых средств для продолжения перевозок пассажиров собственными силами. По данным АТОР, общая кредиторская задолженность предприятия оценивается в 3–10 млрд рублей.
Примечательно, что ранее "ВИМ-Авиа" сдавала в Росавиацию отчетность, которая свидетельствовала о благополучном состоянии авиакомпании.
?
Когда и почему начались задержки рейсов?
Еще 20–22 сентября около двух десятков рейсов "ВИМ-Авиа" были задержаны в аэропорту Домодедово. В последующие три дня не смогли вовремя вылететь еще несколько десятков рейсов.
Причина была в том, что перевозчик своевременно не платил за топливо. После того как задолженность за заправку самолетов "ВИМ-Авиа" перед аэропортом достигла 0,5 млрд рублей, Домодедово отказался обслуживать рейсы в долг, написали "Ведомости".
В Росавиации подтверждали, что ситуация связана с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливозаправочными организациями.
Перевозчик обратился к властям с просьбой предоставить госгарантии по кредитам. Но 26 сентября глава Минтранса Максим Соколов дал понять, что помощи компания не получит.
"Господдержка уже бессмысленна, потому что компания практически прекратила работу. Нужна господдержка в решении этой ситуации (перевозки пассажиров — прим. ТАСС). Предложения такие формируются штабом и через Минтранс будут направлены в правительство".
?
Сколько пассажиров могут пострадать?
Около 100 тыс. туристов могут пострадать в связи с решением "ВИМ-Авиа" прекратить чартерные перевозки к местам отдыха. Речь и о тех, кто не улетел, и о тех, кто ждет бортов для возвращения домой. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР).
26 сентября руководитель Ростуризма Олег Сафонов сообщил ТАСС, что уход "ВИМ-Авиа" с рынка чартерных авиаперевозок не вызовет коллапса на туристическом рынке РФ. Организацией возвращения из-за рубежа клиентов данного авиаперевозчика занимается сейчас Минтранс, Росавиация и Ростуризм, отметил он.
Но дело в том, что, по оценке АТОР, авиакомпания до конца летнего сезона взяла на себя обязательства перевезти около 200 тыс. пассажиров. То есть половина из них — организованные туристы, а еще около 100 тыс. — пассажиры без турпутевок.
26 сентября "ВИМ-Авиа" прекратила оформление возврата уже купленных авиабилетов, сообщил гендиректор одного из крупнейших в РФ агентств по продажам авиабилетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский. "В настоящий момент в системе бронирования "Сирена", откуда происходит выписка авиабилетов на "ВИМ-Авиа", закрылся доступ для оформления возвратов", — сообщил он.
?
Кто перевезет пассажиров "ВИМ-Авиа"?
На внутренних направлениях пассажиров "ВИМ-Авиа" перевезут авиакомпании "Уральские авиалинии", "АйФлай", Red Wings, NordStar, "Икар", "Северный ветер" и "Якутия". Договоренность об этом была достигнута на экстренном совещании в Росавиации вечером 26 сентября.
Расходы авиакомпаний на перевозку пассажиров компенсируют из госбюджета. "Согласовано решение о выделении около 200 млн руб. из федерального бюджета следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях", — говорится по этому поводу в сообщении Росавиации.
Кто будет вывозить клиентов "ВИМ-Авиа" из других стран пока не ясно.
По словам главы Минтранса Соколова, к перевозке пассажиров "ВИМ-Авиа" могут подключиться греческие авиакомпании. "И греческие компании даже выражают заинтересованность в том, чтобы вывезти тех туристов, которые направлялись (авиакомпанией "ВИМ-Авиа" — прим. ТАСС) на греческие курорты, своими бортами. Мы в этом случае пойдем навстречу", — сказал Соколов.
?
Как реагируют власти на проблемы авиаперевозчика?
Из-за массовой задержки рейсов Росавиация 25 сентября инициировала внеплановую проверку авиакомпании "ВИМ-Авиа", сообщил официальный представитель ведомства Сергей Извольский.
Одновременно из-за задержки рейсов доследственную проверку начало Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК. По данным следствия, "ВИМ-Авиа" продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные в них сроки.
Кроме того, в воскресенье Приволжская транспортная прокуратура сообщила о возбуждении административных дел в отношении компании и ее руководства в связи с долгами по зарплате, превышающими 206 млн рублей.
?
В чем Следственный комитет подозревает руководство авиакомпании?
Следственного комитет (СК) возбудил уголовное дело о мошенничестве должностных лиц авиакомпании "ВИМ-Авиа" в связи с задержками рейсов.
Следствие установило, что не позднее 22 сентября у руководства авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере, сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.
"Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту Домодедово, не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея таким образом возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 млн рублей", — пояснила представитель СК.
Сейчас следствием проводится сбор доказательственной базы. Гендиректор компании уже опрошен, направлены запросы в адрес поставщиков топлива, истребована документация.
?
Стали ли неожиданностью проблемы "ВИМ-Авиа"?
Нет, проблемы у авиакомпании начались довольно давно.
Еще летом 2016 года Южная транспортная прокуратура проводила проверку в связи с многочасовой задержкой вылета пассажиров из Симферополя в Санкт-Петербург.
В июле 2016 года перевозчик не только задержал вылет двух самолетов из Крыма в Москву, но и отменил семь рейсов.
Из-за систематической задержки рейсов от услуг авиакомпании планировали отказаться власти Колымы.
В апреле 2017 года лишь после вмешательства Приволжской транспортной прокуратуры авиаперевозчик выплатил 1,1 тыс. своих сотрудников долг по зарплате в 38 млн рублей.
В конце мая 2017 года задержки рейсов на десять и более часов приобрели массовый характер. Так, 28 мая авиаперевозчик задержал вылет большинства своих чартеров из Домодедова. В последующие дни десятки вылетов были задержаны и отменены. Туроператоры вынуждены были искать самолеты на замену "ВИМ-Авиа", чтобы доставить туристов на курорты.
Мария Селиванова
{{item.group_date}}
{{item.suffix?», «+item.suffix:»»}}
Показать еще


Сентябрь 27th, 2017
adminGWP