Крушение Ту-154: теракт исключили, что осталось?

Трaгичeский дeкaбрь никaк нe oтпускaeт: нe успeлa Россия отойти от гибели посла в Турции Андрея Карлова, а мир – от теракта в Берлине, как нагрянула новая беда: рано утром в воскресенье, 25 декабря, потерпел крушение самолёт Ту-154 Минобороны России, направлявшийся из аэропорта Адлера в Сирию. На борту находились 92 человека: восемь членов экипажа и 84 пассажира. Почти все – не участники боевых действий, а журналисты, артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, двое федеральных госслужащих и глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная общественности как Доктор Лиза.

Смерть последней потрясла Россию особенно сильно – известная благотворитель, она спасала десятки детей рискуя собственной жизнью, а в Сирию летела, чтобы лично сопроводить гуманитарный груз с медикаментами. В сети до последнего ходили слухи, что в злосчастный самолёт Доктор Лиза не села – якобы, зарегистрировалась, но не прошла предполётный досмотр. Последнюю надежду развеял список пассажиров и членов экипажа, опубликованный Минобороны.

«Лиза. Не могу пока поверить. Даже осознать не могу. В такие минуты вера становится хрупкой. Почему она? За что? Скольких ещё людей она бы спасла на этой земле«, — пишет в Facebook публицист Марина Юденич. «Доктор Лиза, спасибо тебе за всё, что ты сделала для мира. Таких как ты — единицы. Ты отдавала все силы и все своё время другим, ничего не прося взамен. Прости, что не уберегли«, — пишет в Facebook общественный деятель Никита Томилин.

После того, как отзвучали первые соболезнования, общественность принялась обсуждать возможные причины катастрофы. Практически сразу исключили версию теракта, а дело возбудили по статье 351 УК РФ — нарушение правил полётов, повлекшее тяжкие последствия. Специалисты грешат на техническую неисправность или ошибку пилотов, так как погодные условия в аэропорту Адлера были нормальными, а самолёт пропал с радаров всего через 7 минут после взлёта. Правда, и в этих версиях много неувязок: машиной управлял очень опытный экипаж во главе с лётчиком первого класса, а сам Ту-154 капитально отремонтировали на заводе-изготовителе «Авиакор» всего два года назад — в декабре 2014-го.

«Версия теракта «практически исключается»! – возмущается в Facebook Александр Рыклин. — А чего это она практически исключается?! Потому что начальники так сказали?! А по мне, так она сейчас абсолютно приоритетная… Самолёт до Сочи от Москвы долетел, и никаких претензий к техническому состоянию у экипажа, судя по всему, не было. Иначе они бы не взлетели. Так, что же случилось на седьмой минуте полёта, когда самолёт только набирает высоту?«

И всё-таки, несмотря на сомнения, возникшие из-за необычных обстоятельств крушения, версию со взрывом на борту журналисты и блогеры приоритетной не считают. «В Сочи очень трудные условия для взлёта-посадки. Наш пуловский борт в совершенно прекрасную казалось бы погоду в 2012-м или в 2011-м, Наташа Тимакова, не помнишь, когда (?), кажется едва не завернули на Кисловодск, потому что ветер поменялся. А мы, на минуточку, к президенту летели, а не на лыжах покататься…«, – вспоминает в Facebook бывший кремлёвский корреспондент РБК Татьяна Кособокова.

Учитывая особенности аэропорта и погодные условия, трагическая случайность кажется более вероятной причиной крушения, чем гипотетический взрыв на борту. «Аэропорт Сочи Адлер — это очень сложный для пилотирования аэропорт. По хорошему этот аэропорт давно надо было закрыть, — пишет в Facebook политолог Максим Жаров. — Разрушение самолёта в воздухе происходит не только в результате взрыва. Это может произойти и в результате закритических нагрузок на планер, когда самолёт сваливается в штопор, или когда лётчики совершают резкий маневр, наконец, когда самолёт попадает в вихревой поток«.

Следователи пока сохраняют молчание: во-первых, потому что до обнаружения чёрных ящиков, в принципе, рано комментировать причины крушения. А, во-вторых, потому что часть информации, скорее всего, будет засекречена, поскольку самолёт принадлежал армии и летел на военную базу. Там вообще получилась довольно сложная схема: в связи с крушением Ту-154 создана правительственная комиссия, однако она не занимается установлением причин катастрофы, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. Расследование будут вести техническая комиссия Министерства обороны и Следственный комитет.

По состоянию на вечер воскресения, на месте крушения подняты тела 11 погибших. Поисково-спасательная операция была приостановлена до 7 утра понедельника и в эти минуты начинается вновь, так что в ближайшее время могут появиться новые подробности. 26 декабря объявлено в России днём траура: отменены увеселительные мероприятия, в том числе новогодние елки, а телеканалы изменили сетку вещания, убрав развлекательные программы.

Обозреватель Noteru.com Марьяна Кленова.

к