«Нeт приятнee зaнятья, чeм в нoсу пoкoвырять!» — рaзрывaл шаблоны детского воспитания автор «Вредных советов» Григорий Остер. Наблюдать за мучениями российской экономики образца 2016-го — удовольствие сомнительное. Вытаскивание козявок из глубины ноздрей на этом фоне – вполне себе позитивный процесс. Не для окружающих, разумеется, для которых по уровню негатива – явления одного порядка, а для самого субъекта, увлеченного этим незатейливым «хобби».
Одно дело, когда финансовая и хозяйственная системы растут. Читаешь новости о спущенных на воду кораблях, взлетевших самолётах и изобретённых смартфонах с биркой Made in Russia, глядишь на напыщенного премьер-министра с ножницами в руках, перерезающего красную ленту, и надуваешься, как индюк, от гордости. Совсем другое, когда экономика рассыпается, как карточный домик. Анализируя её, копаешься, будто бы в куче перегноя. Может, и рад бы найти там случайно съеденную коровой монетку XVIII века, а попадаются всё одни опарыши, о которых и приходится писать.
Правительство Медведева в последнее время тоже стало напоминать эту самую кучу. Раньше было похоже на детскую песочницу, в которой можно было найти пасочки и грабельки, теперь – компостная яма и не более того. Минэкономразвития огорошило общественность жирной и противной, как личинка майского жука, новостью. Мол, за 2 года цены на продукты питания в стране выросли на 31,6%! То есть каждый российский пенсионер, который не тратит деньги на ипотеку, шмотки, клубы, автомобили, активный отдых, платное здравоохранение, образование и прочие атрибуты среднего класса, стал жить на четверть беднее (это с поправкой на мизерную индексацию, которую кабмин удосужился произвести). Свалили всё, по традиции, на «жука-навозника» Обаму, а именно – на экономические санкции, которые мы вертели-вертели на наших «Искандерах», а потом вдруг – бац – и резьба не выдержала. Мы то, не будучи толстолобиками, понимаем, что, если Центробанк решил отпустить рубль в свободное плавание и обвалил его курс вдвое, то цены на товары будут однозначно расти, ибо количество напечатанной бумаги никак не снизит издержек производства.
Народ безмолвствует. Оно и понятно. Стихийная митинговая активность в стране наказуема рублём. А без неё, активности, в целом, и не скажешь так однозначно, доведено население до ручки, или готово держаться. Разве что социологи приоткроют завесу тайн. Исследовательский холдинг «Ромир» подкинул новую порцию червячков, опубликовав список актуальных проблем, волнующих россиян в середине 2016-го. Для вертикали власти цифры безрадостные, ибо никакая пропаганда не в состоянии перекричать мотор пустого холодильника, купленного в кредит на волне валютной турбулентности конца 2014-го года. 70% россиян озабочены ростом цен и инфляцией, 66% — низкими зарплатами и безработицей. Это, в целом, по стране. И это очень много. А есть регионы Северо-западного федерального округа, в которых эти показатели доведены до 85-90%. То есть ропщет практически всё население.
Хотя в унавоженном Минтруда, как Багдаде – всё спокойно. В этом подразделении медведевцев принято считать, что доходы уже поползли вверх, а неприкаянных оболтусов в стране, по сравнению с Европой, всего ничего. Работников реального сектора в этом, разумеется, не убедишь. Сокращённые рабочие недели на заводах, неоплачиваемые отпуска и перевод на частичную занятость в сфере услуг официальная статистика игнорирует, а ведь это и есть та самая латентная безработица только с элементами уравниловки. Все остальные проблемы, от коррупции до ЖКХ и международной напряжённости, рвут наши сердца на части куда меньше.
Экономический блок «компостной ямы», подзуживаемый Алексеем Кудриным, стращает нас шоковыми терапиями по гайдаровским людоедским сценариям. Социальный блок, не имея такого аппаратного веса, отбивается вяло. Коллизия в коридорах власти налицо, хотя большинство населения о ней всё же не подозревает, ибо по центральным телеканалам и на развлекательных интернет-порталах о ней не говорят, а политическая аудитория в масштабах страны не так уж велика, как это принято считать.
Политологи опасаются, что протестная активность россиян придется на избирательные участки. Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин не исключает, что в сентябре традиционный электорат партии власти пойдёт и проголосует за кого угодно, только не за неё, и взять подотчётной Дмитрию Медведеву политической силе 50% на выборов поможет разве что арест Анатолия Чубайса, или извержение Йелоунстоунского вулкана… слишком уж довели население до ручки новостями из «навозной кучи». И сделали это отнюдь не журналисты. Мы бы и рады были написать о благоухающем палисаднике, ибо это всяко приятнее, чем об опарышах, да где он?
Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько


Декабрь 2nd, 2016
adminGWP