Про сменяемость власти, как высшее благо

Рaз уж мы прo смeняeмoсть влaсти, кaк высшee блaгo, рaсскaжу вaм историю одной недальней страны, тем более давно хотела.

Действующий глава этой страны находится у власти с 2005 года и намерен выдвигаться на новый срок. Он правит, опираясь на лево-правую коалицию из некогда конкурировавших партий, теперь осуществляющих скоординированную политику. Никакой особой конкуренции нет, а возможному своему противнику на будущих выборах этот глава предложил размен постами.

Я в этой стране бываю несколько раз в год, у меня там живут друзья, я её люблю и ценю.

Я говорю о Германии. Специально для друзей-немцев отмечу, что нет, я не буду сравнивать Меркель и Путина и даже не буду обсуждать немецкую политику на российском направлении и обратно.

Так вот, Меркель правит, опираясь на коалицию былых соперников — крупнейших партий Германии ХДСХСС(откуда Меркель) и СДПГ. В обмен у СДПГ есть часть постов в правительстве. Внутрипартийной особой конкуренции у Меркель нет (мои немецкие друзья интересуются политикой, но в один голос незнакомые друг с другом люди обозначают мне положение дел). Теоретически альтернативой мог бы стать Штайнмайер, глава МИД, но ему Меркель, вероятно, предложит пост президента Германии (по влиянию примерно как мэр Екатеринбурга).

Все верно, скажете вы, но Германия — преуспевающая демократическая страна.

Ну вот тут поговорим. Я ссылаюсь на мнения моих разных немецких знакомых, граждан Германии, живущих преимущественно на территории бывшей ФРГ (это до сих пор имеет значение, я расскажу почему). Ни один из моих друзей при этом не испытывает симпатии к Путину, не живёт в Марцане, не смотрит Рашу Тудей и т.д.

Для начала про права, свободы и диктаторские режимы. Дело в том, что после неудавшегося турецкого переворота в Германии прокатилась волна митингов… в поддержку Эрдогана. Разрешенных властями, конечно. «Но ведь это — митинги за нарушение прав человека«, — говорила потрясённая я. Мои друзья ответили, что немецкое законодательство вот так устроено. Политическая целесообразность политической целесообразности рознь. Разумеется, у нормальных людей это вызывает отторжение.

Про законодательство. Да, в Германии можно сесть за слова. К примеру, когда я там была зимой, должны были принять закон по которому, если в матерном оскорблении использованы слова с сексуальными маркерами, это оскорбление становится уголовкой (я не знаю, прошёл ли этот закон или нет — это специально для Алексея Ковалева). Всякие аналоги 282 там есть. Только они в обратную сторону — где у нас скрепки, у них политкорректность (очень грубо говоря).

Про СМИ. В Германии, бесспорно, СМИ свободнее, чем в России. Это даже не стоит обсуждать. Но и там не без проблем. К примеру, если немецкое издание захочет похвалить Путина, общественность, мягко говоря, не поймёт (тут уместнее всего аналогии с тусовочкой, то есть административного давления нет, а вот самоцензура есть). А есть темы, на которые открытый разговор невозможен, так как изначально маргинализирован.

Я говорю о проблеме беженцев. Да, проблема есть. Более того, в AFD сейчас вступают вы не поверите кто (говорю о знакомых, ссылавшихся на свои знакомых). Немецкие турки второго поколения и евреи (потому что не всем нравятся в центре Берлина митинги за свободу Палестины, один из которых я наблюдала своими собственными глазами примерно в июле прошлого года).

Но главная проблема, на которую свободный разговор не ведётся — это Германия, как социалистическое государство. В Германии огромное количество социальных льгот и гарантий. Там реально социализм. Но это приводит к огромной, непосильной нагрузке на средний класс и к появлени серых сфер экономики.

Например, если вы сняли квартиру, хозяин не имеет права вам повышать арендную плату. Как на этом может нажиться предприимчивый человек? Да просто пересдавать квартиры в чёрную, а разницу класть себе в карман.

Про налоги и пособия я и не говорю. Но средний класс медленно и верно живёт все хуже.

Ну а теперь о самом важном. Вот этот недовольный средний класс хочет своё недовольство выразить каким-нибудь гражданским способом. Только вот голосовать особо не за кого. Меркель и её политика безальтернативны (если говорить о серьёзной политической борьбе).

И вот тут, казалось бы, согласись с российской пропагандой и голосуй за AFD Меркель назло, но…

Нет. Такой вариант решения вопроса кажется всем моим знакомым и их знакомым безответственным, потому что если менять власть, то уж не всё равно на кого. Повторю тут, что Меркель идёт на новый срок, она в итоге продержится у власти примерно как Путин сейчас.

О варианте «а давайте устроим Майдан», «победит революция» в Германии говорить вообще не принято. Хотя как поменять Меркель выборным путем тоже совершенно неясно — я про коалицию вам объясняла выше.

В итоге там происходят сейчас всякие забавные электоральные аномалии. К примеру, некоторое время назад на выборах в региональный парламент одной земли (кажется, Гессен, но могу ошибаться) у них победила страннейшая коалиция, во главе которой стояли Зелёные. В итоге главой регионального парламента стал Зелёный, совершенно этого не планировавший в своей жизни. А далее вышло совсем смешно, так как они шли на выборы с программой остановки строительства атомной электростанции, рассчитывая занять второе место и до последнего протестовать против её постройки. Но по результатам выборов победителям пришлось эту электростанцию достраивать, чтобы избежать выплаты гигантской неустойки.

Я согласна с вами. В Германии нет полицейского беспредела, пыток, чёрных зон типа Чечни, тотальной коррупции (коррупция есть, есть скандальные всякие истории), политического преследования неугодных, зато есть СМИ, базовое уважение к правам человека, благосостояние, несравнимое с Россией, инфраструктура и все остальное.

Я не об этом. Я о том, что везде есть проблемы, но не везде есть культура ответственного реагирования на них.

к