Зима, Москва, велосипед, или Кому нужно катание по сугробам — Общество — ТАСС

Чудaки нa вeлoсипeдax  

— Нaдo жe, чтo вздумaли! — вoрчит нa «зeбрe» бaбушкa, кoгдa мимo нee прoнoсится группа людей на велосипедах. Остальные прохожие не ругаются, но хмуро посматривают на велосипедистов, и во взгляде их читается недоумение, — примерно так же смотрят на смельчаков, которые в мороз лезут в прорубь. Хотя, нет.   Зимнее купание для горожан даже более привычно, чем зимнее катание.

  11 февраля в Москве прошел велопарад, цель которого — популяризация катания на велосипеде, в том числе и зимой. Подтянутые атлеты в классических «велосипедках» и шлемах, пары с детьми, молодые люди в плюшевых костюмах зебры, медведя и тигра,   девушки с завитыми кудрями в воздушных платьях под легкими пальто, Снегурочки и Деды Морозы в шелковых нарядах — по сугробам на старт прикатили люди самой разной наружности, возраста и социальных групп.

Тысячи селфи, смех, горячие хот-доги, гороховый суп и чай, которые бесплатно раздавали   всем желающим, — несмотря на поваливший крупными хлопьями снег, настроение у всех участников было приподнятым. 14-километровый маршрут, охвативший Фрунзенскую, Пречистенскую и Кремлевскую набережные, а также парк   «Зарядье», преодолели примерно за час. Ехать по набережной, когда в лицо бьет холодный ветер и лепит снег, все же испытание на морозоустойчивость, но участникам, кажется, это не мешало.  

Развернуть

Многие участники приехали на Третий зимний велопарад в Москве в забавных костюмах

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Многие участники приехали на Третий зимний велопарад в Москве в забавных костюмах
© Сергей Фадеичев/ТАСС

Гости на велосипедах

В пестрой колонне крутили педали и гости из десятков стран, где велосипед и зима давно уже не взаимоисключающие понятия. Представители Финляндии, Норвегии, Австрии, Франции, Германии, Канады, Дании, Швеции приехали в Москву за пару дней до парада — чтобы принять участие в Международном зимнем велоконгрессе, обсудить перспективы развития велодвижения в России и поделиться опытом своих стран.   

Гости дружно улыбались и   отмечали плюсы катания на холоде.  

— Снег — это прекрасно, кататься зимой даже приятнее, чем летом, когда обливаешься потом! — говорит Ларс Стромгрен, президент Европейской ассоциации велосипедистов и Шведской ассоциации развития велокультуры   Cykelfrämjandet. — В Швеции мы катаемся каждый день — и на работу, и в кино.  

Развернуть

Третий зимний велопарад в Москве

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Третий зимний велопарад в Москве
© Сергей Фадеичев/ТАСС

— Кататься зимой невозможно? — подхватывает Пекка Тахкола, вице-президент Международной зимней велофедерации. — Расскажите об этом мне, я из Оулу!

Оулу — это финский городок на северо-западе страны, недалеко от полярного круга. Затяжная, снежная зима, полярная ночь, короткое холодное лето — трудно представить место, более неприспособленное для велосипедистов, чем это. Но даже при «отягчающих» климатических обстоятельствах Оулу завоевал звание лучшего   в мире города для зимнего катания на велосипеде.  

— Все очень просто, никакой премудрости, — объясняет Пекка, — в 70-е наш мэр решил возродить в городе велодвижение. Для велосипедистов оборудовали велодорожки — везде, а не на отдельных улицах или в парках. И стали их очень хорошо чистить. Всего два условия — и люди начали кататься.

Смотрите также

Велодорожки будут дублировать все автодороги Новой Москвы

В Оулу из пяти жителей четыре передвигаются на велосипеде ежедневно. Даже в детских садах, по словам Тахколы, можно оставить прицеп для перевозки ребенка, поехать налегке на работу, а вечером, забирая ребенка, уехать снова с прицепом. Развитая инфраструктура для велосипедистов и есть то условие, которое должно подтолкнуть человека к решению пересесть с четырех колес на два.    

Сравнивать городок с населением около двухсот тысяч (как в подмосковном Подольске) и многомиллионную Москву, понятно, невозможно. Но и в Монреале, и в Квебеке, и в Стокгольме в свое время сработали точно такие же меры.

— Велосипедным может стать даже гигантский город, — добавляет Ларс Стромгрен. — Взять, к примеру, Токио, его население — более тринадцати миллионов человек, но его признают одним из самых удобных велосипедных городов мира.  

Развернуть

Велопарковка в Токио

© REUTERS/Issei Kato

Велопарковка в Токио
© REUTERS/Issei Kato

В Токио климат гораздо мягче, чем в Москве, средняя температура зимой редко опускается ниже минус одного градуса, да и обильные снегопады, скорее, редкость. Но развитая инфраструктура — наличие перехватывающих велопарковок, бесплатных парковок возле жилых домов, школ, детских садов, пандусы и даже траволаторы в метро и переходах, которые помогают закатить велосипед в горку, — делает жизнь велосипедиста безопаснее и комфортнее.  

Московские реалии  

Велопарад получился по-настоящему зимним — за неделю до него в столице прошел самый обильный за всю историю метеонаблюдений снегопад, поставив город в одну огромную пробку. Через семь дней, накануне парада, иностранные гости   Международного зимнего велоконгресса сели на велосипеды и поехали по улицам Москвы. Накатав по центру с десяток километров, дипломатично хвалили   красоты столицы, но потом прибавляли: «Пока ездить по таким дорогам опасно».

Смотрите также

Велосипед не роскошь: россиянам нужны велодорожки и новая ментальность для отказа от авто

— Когда едешь в потоке машин, да еще и по льду, и снегу, не чувствуешь себя в безопасности, — говорит руководитель исследовательских и консалтинг-проектов крупнейшей в мире общественной организации по развитию велокультуры Vélo Québec канадец Бартек Комаровски. — Когда-то в Канаде люди выезжали на дороги, надевая на себя большие картонные коробки — чтобы привлечь внимание автомобилистов и властей, объясняя, что велосипедистам на дороге нужно место. Полоска, нарисованная   на асфальте, — это не велодорожка. Дорожка, занесенная снегом так, что по ней пройти невозможно, — это не велодорожка. Пока не будет соблюдено два требования — безопасность и бесперебойная работа служб по уборке снега, — люди не пересядут на велосипеды.  

Тем не менее иностранные специалисты дружно отметили огромный скачок в развитии велосипедной инфраструктуры в Москве. Велодорожки, оборудованные на некоторых улицах, по их оценкам, соответствуют самым высоким мировым требованиям безопасности. Только вот пока такая картина далеко не везде.  

Развернуть

Велодорожка в Москве

© Артем Коротаев/ТАСС

Велодорожка в Москве
© Артем Коротаев/ТАСС

— Мне было любопытно проехаться самому, не на параде, где дороги перекрыты, и не в группе, а так, как это сделал бы любой москвич, — рассказывает Том Бабин, журналист и популяризатор велодвижения из канадского Калгари. — И я обнаружил, что часть маршрута можно проехать с комфортом, быстро, а потом вдруг дорожка прерывается, и ты вынужден ехать по трассе, по дороге, политой реагентом, в одном потоке с машинами. Получается, есть несколько точек на карте, где катание отличное, но они не связаны друг с другом, так что пока непонятно, как человеку добираться, например, на работу на велосипеде. А главное — непонятно, как с велосипедом преодолевать большие расстояния, если нужно добраться из центра на окраину и наоборот. Возможно, велопрокат решил бы эту проблему.  

Смотрите также

Велопрокату помогут "умные велосипеды" и удобная сеть стоянок

Сеть велопроката в Москве сейчас насчитывает 380 точек, правда, работают они   только в теплое время года. Велопарковки пока есть далеко не везде, в метро можно пройти только со складным велосипедом, а забраться в час пик с двухколесным транспортом в автобус или троллейбус — задача не из легких.  

На работу — на велосипеде?  

Автор этого текста накануне парада решил отправиться на велосипеде на работу, в редакцию   агентства ТАСС. Часть пути пришлось проделать на электричке. Вокруг дома (что на самом юге Москвы, на границе с Видным) из-за огромных сугробов можно проехать разве что на внедорожнике, так что   до станции велосипед я просто катила рядом с собой. До Павелецкого вокзала доехала за 25 минут без проблем — правда, в утренний час пик пришлось прижаться со своим двухколесным транспортом   в уголке вагона. Путь от Павелецкого вокзала до Тверского бульвара занял   один час семь минут — это в три   раза медленнее, чем летом. Горы снега в центре еще кое-где остались, непочищенные обочины и дорожки вынуждали несколько раз спешиваться. Говоря же об отдаленных от центра районах Москвы — без специальных шипованных шин или велосипеда fatbike нечего и думать о том, чтобы практиковать поездки на велосипеде, отправляясь на работу или запланированную на конкретное время встречу.   

Развернуть

Третий зимний велопарад в Москве

© Михаил Терещенко/ТАСС

Третий зимний велопарад в Москве
© Михаил Терещенко/ТАСС

«Понаехали!»  

Нужно ли вообще кататься на велосипеде зимой? Если пока сделать велосипед часто используемым транспортом в Москве не получается, то для чего нужны велопарады, перекрытые улицы, которые стабильно вызывают волну недовольства и раздражения у водителей и пешеходов? Ларс Стромгрен уверен: подобные мероприятия однозначно нужны, они дают возможность высказаться о проблемах, которые есть в организации велосипедной инфраструктуры города. Третий зимний велопарад в Москве еще раз показал: людей, готовых пересесть на велосипед, много. И они надеются, что изменения, направленные на создание удобного пространства для велосипедистов в Москве, продолжатся.  

Карина Салтыкова

{{item.group_date}}

{{item.suffix?», «+item.suffix:»»}}

Показать еще

к